Использование технологии дифференцированного обучения в курсе биологии 6 класса

Биологическое образование в последние годы переживает значительное обновление. Это напрямую связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования (ОО), который ориентирует учебный процесс на реализацию системно-деятельностного подхода [1].
Данный подход обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это можно достичь в результате использования учителем раз-личных педагогических технологий [4].
Но реальная практика школьного биологического образования показывает, что традиционные педагогические технологии, используемые большинством учителей в обучении биологии, малоэффективны для реализации данной задачи. Для решения этой проблемы предлагается использовать инновационные технологии, одной из которых является дифференцированное обучение. Технология дифференцированного обучения – это «совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса» [6]. Они позволяют сделать учебный процесс более эффективным. Будучи магистрантом программы «Биология в новой образовательной практике» естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского, работая учителем биологии в МБОУ СШ № 10 города Арзамаса, мы задались целью использования дифференцированного обучения в курсе курса биологии 6 класса. Организуя учебный процесс, мы используем методическую литературу, соответствующую ФГРОС ОО [2 3;5], работа с которой помогает нам успешно применять элементы данной технологии с позиций системно деятельностного подхода.

На уроке на тему «Внешнее строение листа» на этапе изучения нового материала учащимся предлагается с помощью инструктивных карточек, учитывающих индивидуальные особенности учеников, изучить особенно-сти внешнего строения листа.

Инструктивная карточка №1
Задание 1. Рассмотрите лист клевера и, используя учебник, подпишите его основные части (рис. 1).
Задание 2. Рассмотрите рисунок и выпишите цифры, которыми обозначены простые и сложные листья (рис. 2).
Задание 3. С помощью текста учебника определите жилкование следующих листьев (рис. 3).
Инструктивная карточка №2.
Прочитав текст учебника и рассмотрев гербарные экземпляры растений, выполните следующие задания.
Задание 1. Разделите рассмотренные растения на две группы – со сложными и простыми листьями. Какой признак положен в основу классификации?
Задание 2. Выберите листья, имеющие параллельное жилкование. К какому классу относятся эти растения?
Задание 3. Какие из листьев относятся к сидячим, а какие – к черешковым?
Задание 4. Какие листья называются сидячими?
Задание 5. Какую форму края листа имеют эти растения?
Инструктивная карточка №3. Прочитав текст параграфа «Внешнее строение листа», разгадайте кроссворд.

По горизонтали:
4. Листья растений, которые выросли в условиях яркого освещения (световые)
6. Растение, листья которого имеют несколько листовых пластинок (сложные).
7. Боковой орган побега, имеющий плоскую форму, называется … (лист).
По вертикали:
1. Основные составляющие части листа: листовая пластинка, прилист-ники, основание листа, жилки и … (черешок).
2. Какое жилкование изображено на рисунке? (пери-стое).
3. Процесс, происходящий на свету в хлоропластах листа (фотосинтез).
5. Листья растений с одной листовой пластинкой, называются … (простые).
Дифференциация также присутствует на этапе инструктажа домашнего задания. Ученикам предлагается вы-полнить разноуровневое домашнее задание:
1 уровень. Прочитать параграф 6 учебника и ответить на вопросы после параграфа.
2 уровень. Написать синквейн на тему «Лист».
3 уровень. Подготовить презентацию или доклад на тему «Многообразие листьев».
Все разработанные нами задания в соответствии с требованиями под-хода [6] разбиты на три уровня сложности: базовый (обязательный для всех учащихся), повышенный (для школьников, которые хотят и могут превысить этот уровень), высокий (где учащиеся могут применить умение творчески решить поставленную задачу).
При этом в классе нами выделяются несколько временных групп и построение учебного процесса происходит в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Результативность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.

Литература
1. Бершадский М. Содержание образования в школе будущего // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 167 174.
2. Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Е.Т.Тихоновой, Н.И.Романовой «Биология. 6 класс. Линия «Вектор». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 128 с.
3. Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И.Романовой «Биология. 6 класс. Линия «Ракурс». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 272 с.
4. Марина А.В. Продуктивный характер современных инновационных техно-логий школьного биологического образования // Приволжский научный вестник. – 2014. – №8-2 (36). – С. 19-23.
5. Марина А.В., В.И.Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И. Со-нина, В.Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс». – М.: Дрофа, 2015.

6. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в совре-менной общеобразовательной школе. – М.: Институт практической психологии, 2005. – 214 с.
7. Пасечник В.В. Биология: многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосе-менных растений. 6 класс». – М.: Дрофа, 2013. – 78 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: ninapi4ugina (19.09.2017) | Автор: Пичугина Н.А. E W
Просмотров: 564
Всего комментариев: 0